Из-за остановки работ на трассе «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий» возникли проблемы с выполнением нацпроекта БКД
Работы на трассе, которую реконструируют по нацпроекту БКД, останавливались по требованию СК.
Завершения реконструкции дороги «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий», которая проходит в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги», ждут многие водители, которые часто ездят в этом направлении.
Но работы на таком важном для региона объекте транспортной инфраструктуры в начале сентября неожиданно были приостановлены по требованию следственного отдела по городу Обь СУ Следственного комитета по Новосибирской области.
Необходимость реконструкции трассы «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий» назрела давно. Ее социальную значимость трудно переоценить. Это и востребованное дачное направление, и связь с Кузбассом, и популярнейшим местом отдыха Шерегеш.
Заказчиком работ выступает ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог», подрядчиком — ОАО «Новосибирскавтодор». Реконструкция автодороги проходит на участке от 12-го до 24-го километра в Новосибирском районе. Эта трасса имеет важное стратегическое значение для региона в целом, так как ежесуточный трафик здесь составляет более 20 тысяч машин.
В данный момент уже построена большая часть дороги первой категории, которая включает в себя несколько полос движения. Сейчас ведутся работы по устройству автомобильной эстакады, которая включает в себя устройство дорожного основания, на развязке обустраиваются подъездные пути.
Сотни тысяч водителей ждут, когда трасса начнет функционировать полноценно. Но в первых числах сентября работы на объекте были приостановлены. Основанием для этого стало требование следственного отдела по городу Обь СУ СК по НСО.
В требовании, направленном в ТУАД 4 сентября, было указано: «На основании ч.2 ст. 144 УПК приостановить строительные работы… в связи с тем, что в настоящее время проводится уголовно-процессуальная проверка, в ходе которой необходимо произвести ряд следственных и процессуальных действий».
Столь серьезные санкции следственного комитета стали результатом возбуждения уголовного дела по ч.1 ст. 293 УК РФ по факту халатности в действиях неустановленных лиц из числа сотрудников ТУАД.
Триггером уголовного дела, в свою очередь, были многочисленные обращения в различные инстанции Ольги Стародубовой, дом которой находится рядом с реконструируемой дорогой. Женщина настаивает на том, что из-за дорожных работ серьезно пострадал ее дом.
В письме, адресованном в администрацию Раздольненского сельсовета в апреле этого года, Ольга Стародубова написала: «При возведении насыпи в результате проводимых строительных работ в фундаменте подвала моего дома образовалась трещина, произошел наклон стены, которая является несущей конструкцией дома, вода поступает непосредственно через фундамент и из-под фундамента, который теперь имеет серьезные повреждения и разрушается».
В числе прочего владелица дома обращалась с жалобой в приемную губернатора. В середине июля она получила ответ из Министерства транспорта и дорожного хозяйства НСО, в котором значилось: «Работы по реконструкции автомобильной дороги ведутся в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной ООО «Новосибирскгипродорнии» и получившей положительное заключение ГБУ НСО «ГВЭ НСО».
В соответствии с проектом дом Ольги Стародубовой не входил в полосу отвода для проведения дорожных работ. При этом выемка грунта и работа сваебойных машин для устройства эстакады проводились на автомобильной трассе около трех лет назад.
— Тогда могли быть и вибрации, и протечки, но никаких жалоб и со стороны владельцев этого дома, и со стороны других домов на тот период времени не было. К настоящему времени строительство дороги находится на завершающем этапе, и никакие тяжелые работы уже не проводятся, — поясняет адвокат Сергей Николаев.
По инициативе Ольги Стародубовой была проведена экспертиза, которая пришла к выводу, что «наиболее вероятной причиной подтопления подвальных помещений является совокупность отсутствия элементов дорожной структуры, предназначенных для отведения талых вод, в связи с устройством фундаментов мостового перехода естественный поток грунтовых вод, наиболее вероятно, перенаправился в сторону дома, способствовало повышению уровня грунтовых вод до отметки выше пола подвала».
— Дом на сегодняшний день разрушается, в связи с нарушением строительных норм, как нам было сказано независимыми экспертами, и это подтверждает экспертиза страховой компании, в связи с тем, что стали поступать грунтовые воды, размывается фундамент и, соответственно, причинен ущерб, — заявила в разговоре с корреспондентом «Прецедента» Татьяна Алексеева, представитель Ольги Стародубовой.
— Когда поступила жалоба от владельца дома о том, что якобы идет подтопление погреба, было предложено выкопать контрольную канаву ниже уровня погреба, чтобы посмотреть, действительно ли есть подъем грунтовых вод, либо это талая вода затекает в погреб. Почему-то владелец дома от этого предложения отказался, — пояснил Сергей Николаев, представляющий интересы подрядчика.
С мая по август 2024 года Ольга Стародубова обратилась с несколькими исками в суды Октябрьского, Новосибирского и Центрального районов Новосибирска.
— В одном суде истец требует устранить повреждения дома. В другом суде Стародубова требует выкупить свой дом в государственную собственность, в третьем — устранить препятствие в пользовании домом. Очевидно, что сейчас из федерального бюджета деньги еще на одну дорогу никто не даст, а приостановка работ на этой трассе — это гарантированные пробки для десятков тысяч водителей, — считает Сергей Николаев.
Районным судам еще придется разобраться в том, насколько оправданы требования Ольги Стародубовой. Решения по ее искам будут вынесены, скорее всего, не ранее будущего года.
— Суд будет назначать серьезные экспертизы, потому что специалистам надо оценивать степень влияния строительных работ на повреждения дома раз, устанавливать причинную связь два и более того — оценивать, насколько сам дом соответствует строительным нормам, — говорит Сергей Николаев.
Между тем история, связанная с приостановкой работ на трассе «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий», имела дальнейшее развитие. Уже 13 сентября в областную прокуратуру и следственное управление СК по НСО были направлены жалобы на действия должностного лица следственного отдела по г.Обь, подписавшего то самое требование, которое существенно затормозило работы на важном транспортном объекте.
20 сентября заместитель прокурора Новосибирского района И. Демидов сообщил, что по результатам рассмотрения жалоба на действия сотрудника следственного отдела по г.Обь была признана обоснованной и была удовлетворена.
Через три дня уже первый заместитель руководителя СУ СК РФ по НСО полковник юстиции А.Бадулин, заключил: «Внесенное требование в ГКУ НСО ТУАД и.о. заместителя руководителя следственного отдела по г.Обь СУ Волоховым Д.С. не основано на законе и не является обязательным для исполнения».
В связи с этим уголовное дело о возможной допущенной халатности было передано в первый отдел по расследованию особо важных дел следственного управления СК по НСО.
Сейчас работы на автодороге «Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий» возобновлены, но точку в этой истории, очевидно, ставить еще рано. Во-первых, продолжается проверка в рамках возбужденного уголовного дела; во-вторых, судам еще придется разобраться, насколько обоснованы претензии владельца дома.
Приостановка работ на трассе, которая реконструируется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», для Новосибирской области — это прецедент. И очевидно, что эта ситуация задевает интересы не только ГКУ НСО «ТУАД», как заказчика, и ОАО «Новосибирскавтодора», как подрядчика.
Любая корректировка сроков на таких важных для региона объектах чревата не только потерями для бизнеса. Если бы работы на объекте не были бы возобновлены в рамках мер прокурорского реагирования, регион неизбежно понес бы репутационные потери, а главное — пострадали бы десятки тысяч водителей, которые ежедневно пользуются этим популярным направлением.
Светлана ВОРОНКОВА